ОАП 10 класс

Указатели




Урок 1 на понедельник
Набрать и выполнить программы к задачам 1,2. Задача 1. Ввести строку символов, заканчивающийся символом ".". Определить есть ли во введенном строке цифры.
Задача 2. Задать три произвольные множества одного базового типа. Сформировать новое множество
X=(Y1-Y2)+(Y2*Y3). Проверить или включено множество Y3 в X . Подсчитатьсколько раз во множествах встречаются буквы от А к К.
Урок 2 на понедельник

КПР

Решить задачи

Задача 1.
Программа о ресторане. В программе вносятся следующие данные: фамилия и имя клиента, номер столике, обслуживающий официант, сумма счета. Вывести на экран информацию о тех клиентов, чья сумма счета превышает 100 грн
Задача 2. Задать три произвольные множества одного базового типа. Сформировать новое множество
X=(Y1-Y2)+Y3. Проверить включено ли в  множество Y3 в X. 
Подсчитать сколько раз во множествах встречаются буквы от B к L.
Программы сохранить в панку КПР по множествам и записям.

Пример. Разгадывание ребусов.
+ МУХА
   МУХА
   СЛОН
Каждая буква - это цифра, разным буквам соответствуют разные цифры. Необходимо заменить буквы цифрами так, чтобы получилось верное равенство. Найти все решения. Для решения этой задачи используется метод перебора с возвратом. Используем множество S1 для хранения цифр слова МУХА, причем будем вносить в него цифры последовательно, учитывая уже внесенные цифры. Начальное значение S1 - пустое множество. После выбора всех цифр первого слова создаем его числовой эквивалент и числовой образ слова СЛОН. Выделяем цифры СЛОНа (множество S2), и если слова состоят из разных цифр (то есть пересечение S1 и S2 пустое), и все цифры СЛОНа разные, то выводим решение на экран. Если же нет, то идет возврат - удаляем из множества S1 последнюю внесенную цифру и пытаемся выбрать еще одно значение. Таким образом, мы перебираем все возможные варианты и выводим на экран только те, которые удовлетворяют равенству.
Заметим, что значение буквы М в слове МУХА может иметь значения от 1 до 4, а буква А в этом же слове не может быть равна 0.
Рассмотрите решение задачи.
Program Rebus;
Type
  MN = set of 0..9;
Var
  digit, m, u, h, a : 0..9;
  i, n1, n2 : Integer;
  S1, S2 : MN;
  f : boolean;
Procedure Print(x, y : Integer);
Begin
  write(x);
  write(' + ');
  write(x);
  write(' = ');
  writeln(y);
  writeln;
End;
Begin
  S1 := [ ];
  for m := 1 to 4 do
    begin
      S1 := S1+[m];
      for u := 0 to 9 do
        if Not(u in S1)
          then
            begin
              S1 := S1+[u];
              for h := 0 to 9 do
                if Not (h in S1)
                  then
                    begin
                      S1 := S1+[h];
                        for a := 1 to 9 do
                          if Not (a in S1)
                            then
                              begin
                                S1 := S1+[a];
                                n1 := 1000*m+100*u+10*h+a; {число MUHA}
                                n2 := 2*n1; {число SLON}
                                f := true;  {все цифры в числе SLON - разные}
                                S2 := [ ];
                                for i := 1 to 4 do
                                  begin
                                    digit := n2 mod 10; {выделяем цифру числа SLON}
                                    n2 := n2 div 10;
                                    f := f and not (digit in s2); {цифра повторяется?}
                                    S2 := [digit] + S2;
                                  end;
                                if (S1*S2=[ ]) and f {если все цифры в примере разные}
                                  then
                                    Print (n1, 2 * n1);
                                S1 := S1-[a];
                              end;
                     S1 := S1-[h];
                end;
            S1 := S1-[u];
        end;
      S1 := S1-[m];
    end;
  Readln;
End.

Множества


Практическая работа по теме "Записи"

Задания уровня 1.
1. Опишите запись в Паскале

Задания уровня 2.
1. Создать массив из 6 записей, содержащий сведения о книгах. Сведения о каждой из книг – это фамилия автора, название и год издания. Найти названия книг данного автора, изданных после 1999 года.
Задания уровня 3.
1. Создать запись с такими полями: марка, год, цена. Использовать структуру данных - массив записей, составить программу отыскания в записи машины цена, которых меньше 3000
Задания уровня 4. 
1. Создать массив из 6 записей, который содержал бы номера телефонов сотрудников учреждения: указывается фамилия сотрудника, его инициалы и номер телефона. Найти телефон сотрудника по его фамилии и инициалам.
2. Опишите запись в Паскале

    Оператор присоединения With . . Do


    Для того чтобы облегчить доступ к компонентам записи очень часто используют оператор присоединения With . . Do.

    Использование оператора With . . Do.
    1. program zapisi4;
    2. uses crt;
    3. type opisanie=record
    4. marka: string[45];
    5. color: string[8];
    6. god_vip: integer;
    7. probeg: real;
    8. end;
    9. var auto: opisanie;
    10. begin
    11. clrscr;
    12. with auto do
    13. begin
    14. writeln ('Введите описание автомобиля ');
    15. writeln ('Введите марку автомобиля');
    16. readln (marka);
    17. writeln ('Введите цвет автомобиля');
    18. readln (color);
    19. writeln ('Введите год выпуска автомобиля');
    20. readln(god_vip);
    21. writeln ('Введите пробег автомобиля');
    22. readln(probeg);
    23. writeln ('Все данные введены');
    24. writeln ;
    25. writeln (' Марка автомобиля: ', marka);
    26. writeln(' Цвет автомобиля: ', color);
    27. writeln(' Год выпуска автомобиля: ', god_vip);
    28. writeln(' Пробег автомобиля : ', probeg:6:0);
    29. end;
    30. readln
    31. end.
    Возьмем в качестве примера код первой программы и вставим в него оператор With. . Do (строка №12). Записываем служебное With, далее указываем имя переменной, которая связана с типом Запись, затем служебное слово Do. После этого все операторы (строка №14 - №28) заключаем в операторные скобки Begin..End. Теперь для доступа к компоненту записи нам не нужно указывать имя переменной и имя компонента, достаточно указать лишь имя компонента.

    Использованный источник информации

    Записи



    Комплексная практическая работа по теме : Процедуры и функции

    1 вариант
    1. Определите, что сделают приведенные ниже рекурсивные процедуры и функции.
    (а) Что напечатает приведенная ниже процедура при вызове Rec(4)?
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    procedure Rec(a: integer);
    begin
      writeln(a);
      if a>0 then
        Rec(a-1);
      writeln(a);
    end;
    2. Вычислить выражение a(a+1)…(a+n-1), где а – действительное число, n – целое, определяет количество сомножителей в выражении, используем его в качестве параметра рекурсии
    Рекурсивное определение задачи:

    3. Составить программу нахождения максимального элемента одномерного массива целых чисел, если задано его количество и элементы. Оформить программу с помощью процедур.
    2 вариант

    1. Определите, что сделают приведенные ниже рекурсивные процедуры и функции.

    Чему будет равно значение функции Nod(78, 26)?
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    function Nod(a, b: integer): integer;
    begin
      if a > b then
        Nod := Nod(a – b, b)
      else
        if b > a then
          Nod := Nod(a, b – a)
        else
          Nod := a;
    end;
    2. Вычислить выражение:
     где n – целое, определяет количество корней в выражении, выберем его в качестве параметра рекурсии.
    Дадим рекурсивное определение задачи.

    3. Составить программу нахождения площадей трех треугольников с использованием процедуры, если заданы их стороны. 


    Процедуры и функции




    Вы уже знаете, что одни фрагменты программ выполняются несколько раз, а другие только один раз. Например, многоразово можно вычислять функцию sin(x) при разных значениях аргумента.


    Раннее мы уже замечали, что программы вычисления математических функций, которые используются чаще всего (тригонометрических, логарифмических и т.д.) разрабатываются в виде встроенных стандартных подпрограмм. Для того, чтобы вычислить встроенную математическую функцию, достаточно указать в программе ее имя и значение аргумента.


    Языки программирования дают пользователю возможность разрабатывать и многочисленно использовать программный код, т.е. создавать собственные подпрограммы, так называемые подпрограммы пользователя. Принцип использования таких подпрограмм иллюстрируется ниже.




    Первый раз обращение к подпрограмме осуществляется из оператора основной программы 2, который передает управление первому оператору подпрограммы. Последний оператор подпрограммы передает управление первому оператору основной программы, размещенному непосредственно за оператором 2, т.е. оператору 3. Этот процесс называется возвращением из подпрограммы. И так далее с оператором 9.


    Подпрограмма – это логически завершенный фрагмент программы, к которому можно неоднократно обращаться из основной программы в случае необходимости в случае необходимости выполнить предусмотренные в нем действия.


    Использование подпрограмм дает возможность уменьшить количество повторений одной и той же последовательности операторов, сокращает размер программы и уменьшает объем необходимой для ее сохранения памяти.


    Языки программирования отличаются между собой способами описания подпрограмм и обращения к ним.





    В языке Паскаль существуют два вида подпрограмм: процедуры и функции. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что результатом выполнения подпрограммы-процедуры может быть несколько значений, одно значение или ни одного, а в подпрограмме-функции результатом всегда является одно значение. В основной программе процедуры и функции оглашаются между разделом описания переменных и операторной частью. Структура процедур и функций аналогична структуре программы. Так точно, как и основная программа должна состоять из заголовка и операторов, размещенных между ключевыми словами Begin и End. Эту группу операторов называют телом процедуры (функции). После слова End ставиться символ;





    Функции

    Тема урока: Подпрограммы-функции
    Цель       Д:  познакомить учащихся с понятием подпрограммы, типами подпрограмм: функцией и процедурой, их различиями при обращении и вывода данных. Рассмотреть описание функции на Паскале и обращение к ней.
    Р:
             В:
    Тип урока:  
    Ход уроку
    I.                                     Организационный момент
    II.                                  Проверка домашнего задания
    ü  Объясните, как необходимо обращаться к подпрограмме
    ü  Какие преимущества дает использование подпрограмм?
    ü  Какие разновидности подпрограмм есть в Паскале?
    ü  В чем состоит основное различие подпрограмм-функций от подпрограмм-процедур?

    III.             Новая тема
    Функция пользователя – это вспомогательный алгоритм, который возвращает в основную программу один результат. В Паскале допустимы только такие функции, значения которых относятся к простым типам, т. Е. значение функции не может быть массив.
    Для определения ф-ии в Паскале служит следующее описание:
    Function <имя ф-ии>(<список формальных параметров>):<типа рез-та>;
    Формальные параметры – это идентификаторы переменных, с помощью которых передается информация из программы в процедуру или из процедуры в программу. В конце заголовка указывается тип значения, которое возвращает функция.
    Примеры:
    Function min(a,b:real; Var c:real):real;
    Function con(Var a,b:integer):integer;
    Операторная часть функции должна содержать хотя бы один оператор присваивания, в левой части которого указывалось бы имя данной функции. Таким образом, результат выполнения функции возвращается в программу, из которой функцию было вызвано. Например,
    Akl:=а*2+в*в;           Akl – имя функции.
    Фактические параметры показывают для каких значений нужно вычислить результат. Для формальных и фактических параметров должно выполняться взаимнооднозначное соответствие: количество, тип и назначение формальных и фактических параметров должны совпадать. Имена фактических и формальных параметров могут не совпадать.
    Локальные переменные – это переменные, которые не являются формальными параметрами, но которые описаны в тепе функции (в разделе описания переменных). Локальные переменные доступны лишь той ф-ции, в которой они описаны и не доступны другим блокам программы.
    Глобальные переменные доступны всем блокам программы. Если значение какой-либо переменной изменилось в функции, то оно известно основной программе. С помощью глобальных переменных осуществляется постоянная и непосредственная связь с основной программой, минуя связь через фактические параметры.
    Пример:
    Program n_40;
    Var x1, x2,x3,x4,y,z:real;                    {глобальные переменные}
    Function wic(a,b:real):real;                {заголовок функции}
    Var p:real;                                          {локальная переменная}
    Begin
                P:=sqrt(a*a+b*b);                  {вычисления значения локальной переменной}
                Wic:=p*(a-b);                         {вычисление значения функции}
    End;
    Begin
                Writeln(‘ введите х1, х2, х3, х4‘);                            
    Readln(х1, х2, х3, х4);                       {ввод значений глобальных переменных}
    y :=wic(x1,x2);                                   {первое обращение к функции}
    z:=wic(x3,x4);                        {второе обращение к функции}
    Writeln(‘y=’,y,’z=’,z);            {значение функции}
    End.
    Упражнения
    1. Найдите ошибки в программе:
    Program prog41;
    Function al(x:real):real;
    Var k: integer;
    Begin
          p:= a*si(x)+a
    End;
    Begin
          K=5;
    Gp:=al(k);
    Writeln(gp)
    End.
    1. Составьте программу для вычисления значения такого выражения
    IV.              Постановка домашнего задания – выучить конспект урока
    V.                 Подведение итогов урока
    ü  Какой есть область видимости глобальных переменных в программах на языке Паскаль?
    ü  Какие переменные называт локальными?
    ü  Какую структуру имеет заголовок функции на языке Паскаль?
    ü  Как осуществляется возврат результата функции в программу, из которой эта функция вызывается?

    Процедуры


    Объявление процедуры начинается со строки заголовка, которая имеет такой вид:


    Procedure <имя процедуры>[(<список формальных параметров>)];


    Формальные параметры – это идентификаторы переменных, с помощью которых передается информация из программы в процедуру или из процедуры в программу.


    Напр. Если процедура предназначена для решения квадратного уравнения, она должна содержать 5 формальных параметров – для хранения значений коэффициентов а, в, с и результатов х1 и х2.


    Процедура может и не иметь параметров, в таком случае в ее заголовке указывается только ее имя и называются они – процедурами без параметров. Вызов и исполнение процедуры осуществляется с помощью оператора, который имеет следующий синтаксис:


    <имя процедуры>[(<список фактических параметров>)];


    Фактические параметры – это выражения, значения которых во время обращения к процедуре даются соответствующим формальным параметрам.


    Рассмотрим пример использования процедуры без параметров. (Объем цилиндра)


    Program prog_37;

    Var x1, x2, x3, x4, r,h,v,v1,v2: real; {Глобальные переменные}

    Procedure obem; {Объявление процедуры}

    Begin

    V:=3.14*r*r*h; {Вычисление объема цилиндра}

    End;

    Begin {Начало основной программы}

    Writeln(‘vvod x1, x2, x3, x4’);

    Readln(x1, x2, x3, x4); {Ввод значений переменных}

    R:= x1; h:= x2;

    Obem; {Первое обращение к процедуре}

    V1:=v;

    R:= x3; h:= x4;

    Obem; {Второе обращение к процедуре}

    V2:=v;

    Writeln(‘v1=’,v1,’v2=’,v2); {Вывод результата}

    End.


    Эта программ
    имеет недостаток: перед обращением к процедуре она требует определенного количества операторов присваивания. Эти операторы придают переменным, используемым в процедуре, соответствующих значений. Для того, чтобы не выполнять указанные присваивания, необходимо использовать процедуру с параметрами. В языке Паскаль различают параметры-значения и параметры-переменные (в заголовке программы перед параметрами-переменными записывается служебное слово Var).


    Рассмотрим пример использования процедуры с параметром. (Объем цилиндра)


    Program prog_38;

    Var x1, x2, x3, x4, r,h,v,v1,v2: real; {Глобальные переменные}

    Procedure obem(r,h:real; Var v:real); {Объявление процедуры}

    Begin

    V:=3.14*r*r*h; {Вычисление объема цилиндра}

    End;

    Begin {Начало основной программы}

    Writeln(‘vvod x1, x2, x3, x4’);

    Readln(x1, x2, x3, x4); {Ввод значений переменных}

    R:= x1; h:= x2;

    Obem(x1, x2, v1); {Первое обращение к процедуре}

    Obem(x3, x4, v2); {Второе обращение к процедуре}

    Writeln(‘v1=’,v1,’v2=’,v2); {Вывод результата}

    End.


    I. Закрепление полученных знаний



    1. Определите, что будет выведено на экран после выполнения такой программы


    Program prog_39;

    Var t1, t2, t3, v1, v2: real;

    Procedure ab(x, y: real; Var z: real);

    Begin

    Z:=sqr(x*x+y*y);

    End;

    Begin

    T1:=1; t2:=2; t3:=3;

    ab(t1, t3, v1);

    ab(t2, t3,v2);

    Writeln(v1+v2);

    End.


    2. Составьте программу с использованием подпрограммы, которая определяет день недели по его номеру (1 – понедельник, 2 – вторник,…)

    I.                   Самостоятельная работа
    Найти периметр треугольника, заданного координатами своих вершин.
    II.                Подведение итогов урока
    ü  Какой есть область видимости глобальных переменных в программах на языке Паскаль?
    ü  Какие переменные называют локальными?
    ü  Какую структуру имеет заголовок функции на языке Паскаль?
    ü  Как осуществляется возврат результата функции в программу, из которой эта функция вызывается?
    III.             Постановка домашнего задания
    1. Составить программу, в результате которой величина а меняется значением с величиной b/, а величина с с величиной d. (определить процедуру, осуществляющую обмен значениями между двумя переменными).
    2. Даны стороны двух треугольников. Найти суммы их периметров и площадей.

    Работа со строками

    Найти в строке какое-нибудь слово, начинающееся на букву "а".
    Составить программу

    Программу составить самостоятельно, объяснить, какое же слово будет выводиться при таком решении?

    Лабораторная работа № 8. "Реализация алгоритмов с вложенными циклами в виде программ"

    1. Вывести на экран таблицу умножения. (4 балла)

    2. Старинная задача.(4 балла) . Сколько можно купить быков, коров и телят, если плата за быка 10 рублей, за корову - 5 рублей, за телёнка - полтинник (0,5 рубля, если на 100 рублей надо купить 100 голов скота.

    Математическая модель задачи

    Обозначим через b - количество быков; k - количество коров; t - количество телят. После этого можно записать два уравнения: 10b + 5k + 0.5t = 100 и b + k + t = 100. Преобразуем их в 20b + 10k + t = 200 и b + k + t = 100

    На 100 рублей можно купить:
    не более 10 быков, т.е. 0<=b<=10
    не более 20 коров, т.е. 0<=k<=20
    не более 200 телят, т.е. 0<=t<=200

    3. Дано натуральное число n. Можно его представить в виде суммы трёх квадратов натуральных чисел? Если можно, то:
    указать тройку x, y, z, таких натуральных чисел, что x2 + y2 + z2 = n;
    указать все тройки x, y, z таких натуральных чисел, что x2 + y2 + z2 = n. (4 балла)

    4. Даны натуральные числа a, b (a<b). Получить все простые числа p, удовлетворяющие неравенствам: a<=p<=b. (4 балла)

    5. Найти сумму...(по раздаточным материалам) ( 2 балла)

    Практическая работа № 14. Построение алгоритмов с вложенными циклами.

    Решим задачу. Распечатать все трехзначные числа, в которых вторая цифра равна сумме 1-й и 3-й цифр.
    Предложите способ решения. (Цикл с вложенным ветвлением, где в теле цикла с помощью операций целочисленного деления div, mod, проверяется равенство
    Еще один способ может выглядеть так.

    var
      i, j, g: integer;

    begin
      for i := 1 to 9 do // Первая цифра числа
        for j := 0 to 9 do // Вторая цифра числа
          for g := 0 to 9 do // Третья цифра числа
            if j = i + g then Writeln(i * 100 + j * 10 + g)
    end.
    Задание для самостоятельной работы.
    Вариант 1.
    1. Для кожного цілого числа з інтервалу [10,15] знайдіть всі непарні дільники.
    2. Надрукуйте всі непарні двохзначні числа, які починаються з парної цифри.

    Вариант 2.
    1. Для кожного цілого числа з інтервалу [15, 20] знайдіть суму його непарних дільників.
    2. Надрукуйте всі двохзначні числа, які складаються з різних цифр.

    Лабораторная работа № 7 "Разработка и реализация алгоритмов с рекуррентными последовательностями"

    Составить информационную и математическую модели, блок-схему программу.
    Вариант 1.
    1. Надрукуйте у рядок 10 чисел, якщо перше число 1, а кожне наступне число є добутком попереднього та 0.5.
    2. Дано натуральне n. Надрукувати n чисел a1=1, ai=2*ai-1+1 , де i=2,3...n.
    Вариант 2.
      1. Нехай перший член послідовності чисел a=1, а кожний наступний елемент дорівнює сумі попереднього та числа 1.5. Складіть програму обчислення перших 10 елементів цій послідовності.
      2. Дано натуральне n. Надрукувати n чисел ai=i! де i=1, 2, ...n. Поясненняфакторіал -  це добуток чисел від 1 до i:   i!=1*2*3*...*i.
      Для тех, кто хочет оценку высокого уровня
        1 вариант. Дано натуральне n. Надрукувати n чисел a(i)=2^i/i!, i=1,..,n
        2 вариант. Послідовність u1, u2, u3, ... утворюється за законом u1=0; u2=1; ui=ui-2+ui-1+fi-2 (i=3,4, ...), де fi-2 - відповідний член послідовності Фібоначчі. Дано натуральне число n. Надрукуйте послідовність u1, u2, u3,..., u.

        Урок 51. Рекуррентные последовательности

        I. Проверка домашнего задания
        Краткосрочная с/р
        Скачать файл, отметить красным правильный ответ либо ввести ответ, сохранить файл под именем с/р_Фамилия_15.02, отправить на почту учителю
        II. Новая тема

        Автор презентации и файла-заготовки
        "Реккуре" (от латинского) - возвращаться назад



        Придумайте рекуррентное соотношение, задающее следующие числовые последовательности:
            а) 1, 2, 3, 4, …
            б) 0, 5, 10, 15, …       x(n+1) = x(n) + 5
            в) 1, 1, 1, 1, …
            г) 1, -1, 1, -1, …
            д) 1, -2, 3, -4, 5, -6, …
            е) 2, 4, 8, 16, …
            ж) 2, 4, 16, 256, …
            з) 0, 1, 2, 3, 0, 1, 2, 3, 0, …

            и) 1!, 3!, 5!, 7!, …


        Домашнее задание на 15.0216.

        Выполнить задания ЛР6 уровень 1 и уровень 2. В тетрадь.

        Лабораторная работа № 6. Реализация алгоритмов с последовательными повторениями.

        Уровень 1. 
        1. Определить значение переменной S после выполнения следующих операторов:
        S:=0; i:=0;
        while i<5 do i:=i+1; s:=s+1/i;
        2. var k, i: integer; x, y:real;
        Найти ошибки в следующем фрагменте программы:
        y:=0; for x:=0.1 to 0.9 do y:=y+sin(x);
        3. Составить программу, выводящую все трехзначные числа.
        Уровень 2.
        1. Определить значение переменной S после выполнения следующих операторов:
        S:=0; i:=1;
        while i>1 do begin s:=s+1/i; i:=i-1; end;
        2. var k, i: integer; x, y:real;
        Найти ошибки в следующем фрагменте программы:
        k:=81; y:=1; for i:=1 to sqrt(k) do y:=2*y;
        3. Вычислить f=10! Составить блок-схему и программу.
        Уровень 3.
        1. Найти u - первый отрицательный член последовательности cos(ctgn), n - 1, 2, 3...
        2. Напечатать таблицу значений функций sinx и cosx на отрезке [0,1] c шагом 0,1 в следующем виде (считать, что при печати на каждое вещественное число отводится по 6 позиций строки):
        x           sin(x)     cos(x)
        _________________
        0.0000 0.0000 1.0000
        0.1000 0,0998 0,9950
        ....................................
        1,0000 0,0998 0,5403 
        Уровень 4.
        1. Описание алгоритма нахождения НОД вычитанием
        Из большего числа вычитаем меньшее.
        Если получается 0, то значит, что числа равны друг другу и являются НОД (следует выйти из цикла).
        Если результат вычитания не равен 0, то большее число заменяем на результат вычитания.
        Переходим к пункту 1.

        Составить программу нахождения наибольшего общего делителя для двух данных чисел.


        2. Вася взял большой циркуль и вошел в комнату, пол которой представляет собой квадрат, со стороной равной M(M>1м). Поставив циркуль на пересечении диагоналей этого квадрата, он начал строить окружности. Первая окружность была диаметром = 10 см., вторая – 30, третья – 40, четвертая – 60, пятая – 70, шестая – 90 см. и т.д. Сколько полных окружностей может построить в этой комнате Вася?
        Технические условия. Программа считывает с клавиатуры число число M – длину стены комнаты в сантиметрах. Программа выводит на экран одно целое число - количество окружностей, которые тут можно построить.
        Пример.
        Ввод> 240
        Вывод> 16
        Ввод> 380
        Вывод> 25

        08.02.16

        Краткосрочная самостоятельная работа


        Повторение и ветвление в алгоритмах

        Дано вещественное число А и целю число N (>0) Используя один цикл, вывести все целые числа степени числа А от 1 до N

        1. Знайти всі трьохзначні числа, сума цифр яких дорівнює числу A.
        2. Надрукуйте всі натуральні двозначні числа, кратні 3.
        3. Знайти всі трьохзначні числа, в яких є цифра 7 та які кратні 7.
        4. Надрукуйте у зворотному порядку всі натуральні двозначні числа, кратні 11.
        5. Знайти всі двохзначні числа, які кратні сумі своїх цифр.

        Практическая работа № 12. Построение алгоритмов с последовательными повторениями.

        На 3 балла.
        Найти сумму последовательных чисел от 10 до 100, используя цикл со счетчиком и цикл с предусловием.
        На 6 баллов.
        Найти сумму и произведение последовательных чисел от 10 до 30, используя цикл со счетчиком и цикл с предусловием.
        Напечатайте все целые числа из интервала [120; 150]
        На 9 баллов.
        Найти сумму и произведение последовательных чисел от 10 до 30, используя цикл со счетчиком и цикл с предусловием.
        Напечатайте все целые числа из интервала [90; 110] в обратном порядке.
        На 12 баллов.
        Найти значение функции, если даны a, b, m, n: F:= a^b+ m^n.
        Напечатайте квадраты всех целых чисел от А до В.



        Задания на карантин

        _________________________________________________________________________________

        Урок 47. Команды повторения


        Проработать тему по ссылке. Записать все в тетрадь. Обязательно записать блок-схемы.
        Тетради будут проверены.
        В тетрадь записать программу вычисления суммы ряда 
        Задача: 
        Вычислить сумму ряда чисел 1/12 + 1/22 + 1/32 + … + 1/n2, где n определяется пользователем.
        var
            n, i: word;
            sum: real;
         
        begin
         
            write ('n = '); readln (n);
         
            sum := 0;
         
            for i := 1 to n do
                sum := sum + 1/(i*i);
         
            writeln (sum:6:5);
         
        readln
        end.
        Разработать блок-схему к данному алгоритму.
        __________________________________________________________________________________________________

        Лабораторная работа 5. "Реализация и разработка алгоритмов с вложенными ветвлениями и оператором выбора"

        Задание на 4 балла.

        Даны целые числа a, b, c. Если a ≤ b ≤ c, то все числа заменить их квадратами, усли a>b>c, то каждое число заменить наибольшим из них, в противном случае сменить знак каждого числа.

        Для решения этой задачи перепишем условие задачи следующим образом:

        a:=a2, b:=b2, c:=c2, если a ≤ b ≤ c

        b:=a, c:=a, если a>b>c
        a:=-a, b:=-b, c:=-c, в остальных случаях
        Программа для решения этой задачи представлена ниже.
        Program Example3;
        Var
          a, b, c : integer;
        Begin
          writeln(‘Введите числа a, b, c’);
          readln(a,b,c);
          if (a<=b) and (b<=c)
            then
              begin
                a:=sqr(a);
                b:=sqr(b);
                c:=sqr(c);
              end
            else
              if (a>b) and (b>c)
                then
                  begin
                    b:=a;
                     c:=a;
                  end
                else
                  begin
                    a:=-a;
                    b:=-b;
                    c:=-c;
                  end
          writeln(a,b,c);
          readln;
        End.
        Задание. Найдите в этой программе (если есть) условный оператор, вложенный условный оператор, составной оператор, булево (логическое выражение) условие. Составьте блок-схему алгоритма. Наберите программу и проверьте ее на разных КТП.
        2. Набрать программу и составить условие к задаче.
        Program Number2;
        Var
          a, b, c : integer; 
        Begin
          writeln(‘Введите цифру ‘); 
          readln(a);
          case a of
            0 : writeln (‘ноль‘);
            1 : writeln (‘один‘);
            2 : writeln (‘два‘);
            3 : writeln (‘три‘);
            4 : writeln (‘четыре‘);
            5 : writeln (‘пять‘);
            6 : writeln (‘шесть‘);
            7 : writeln (‘семь‘);
            8 : writeln (‘восемь‘);
            9 : writeln (‘девять‘)
          else writeln (‘Это число не является цифрой‘);
          end;
          readln;
        End.
        Ответить на вопрос: что выдаст программа, если ввести 4? 7? 10?

        Задание на 7 баллов.

        1. Предложите пользователю ввести число с клавиатуры. Если число равно нулю, выведите слово “ноль”; если число положительное, выведите слово “положительное”; если число отрицательное, выведите слово “отрицательное”.
        2. Написать алгоритм, который по номеру дня недели - целому числу от 1 до 7 выдавать в качестве результата количество уроков в классе в соответствующий день.




        Задание на 10 баллов.




        1. Решить уравнение ах+b=с. Составить блок-схему, программу и разработать КТП.
        2. По номеру дня недели вывести его название.




        Задание на 12 баллов.

        1. Решить уравнение a*x*x+b*x+c=0. Составить программу решения данного уравнения, блок-схему к ней и КТП.
        2. Написать алгоритм, классифицирующий треугольники (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные), если даны углы.



        Домашнее задание:

        1. Дано x, y цілочисельні координати точки на площині. Вивести, де знаходиться точка з такими координатами (в початку координат, на осі OX, на осі OY, на площині).
        2. Дано три цілих числа. Вивести їх на екран за зростанням.
        3. Лінійне рівняння a*x=b може мати один корінь (a<>0, b<>0), може мати нескіннченну кількість коренів (a=0, b=0), а може не мати жодного кореня (a=0, b<>0). Дано дійсні числа a, b. Розв’яжіть рівняння.

        Домашнее задание:

        Задачи решить с помощью вложенных ветвлений:

               На 7-9 баллов


        1.      Дано ціле число, що визначає номер місяця. Вивести пору року (літо, зима, весна, 

        осінь, інші випадки: помилка).

        2.      Дано температура. Виведіть стан, у якому знаходиться вода при цій температурі (лід, вода, пар, інші випадки: помилка).

        3.      Дано кут. Визначте його тип (гострий, прямий, тупий, розгорнутий, більше розгорнутого, повний, інші випадки: помилка).

        Задания на 10-12 баллов

        1.      Дано ціле число x. Якщо воно додатне, то додайте до нього 1; якщо від’ємне, то відніміть від нього 2;  якщо дорівнює 0, то замініть його на 10.

        2. Задача Flowers

        Оксанка назбирала v волошок та ромашок. Дівчинка вирішила зробити букети так, щоб у  кожному обов’язково було pромашок та b волошок. Скільком друзям дівчинка зможе подарувати квіткові композиції?

        Технічні умови. Із клавіатури вводиться чотири цілих числа: vrpb. На екран виводиться одне ціле число – кількість отриманих букетів.

        Приклад
        Введення:  45  23  4   9
        Виведення: 5

        3. Задача НitІnАrea

        Дано коло радіусом r та точка з координатами (xy). Вивести 1, якщо точка знаходиться всередині кола і в І або ІІІ чверті, 0 – в іншому випадку.

        Технічні умови. Із клавіатури вводиться 3 цілих числа: rxy. На екран виводиться одне число – 0 або 1.

        Приклад
        Введення: 5  1  1
        Виведення: 1

        Введення: 4   6
        Виведення: 0




        Проверка домашнего задания - краткосрочная самостоятельная работа


        Домашнее задание по оператору выбора Case


        Практическая работа № 10. "Построение алгоритмов с последовательными ветвлениями"

        1. (на 8 баллов)
        В среде программирования PASCAL реализуйте нахождения значения функции, заданной формуле согласно своего варианта:
        Найдите значение переменной Y для трех различных значений переменной Х. Выполните программу трижды при различных значениях переменной Х.

        2. (на 10 баллов)
        В среде программирования реализуйте решение одной из предложенных задач :
        По рейтинговой системе оценка ученика определяется следующим образом: если суммарный балл ученика составляет не менее 92 % от максимального , то выставляется оценка 12, если не ниже 70% - то оценка 8, если же не ниже 50% , - то оценка 5, а в других случаях - оценка 2. Определите оценку ученика , если он набрал N баллов , а максимальное значение суммарного балла составляет S. (для округления до целого числа воспользуйтесь функцией round (x )) .
        3. (на 12 баллов) Задание про Ромашку (олимпиада 2015, 8-9 класс)

        Оператор розгалуження

        І. Проверка домашнего задания

        ІІ. Решение задач
        1.
        2. Даны три действительных числа A, B, C. Найти Наибольшее из них 
        3. На плоскости даны две точки (х1, у1 ) и ( х2, у2 ) . Определите , какая из них находится дальше от начала координат.
        IV. Домашнее задание -
        1. Составить алгоритм решения квадратного уравнения и реализовать его в виде программы .
        2. Даны три действительных числа A, B, C. Найти наименьшее из них .
        V. Итог урока

        • Каким образом организовано разветвления в Паскале ?Чем отличаются полное и сокращенное формы оператора условного перехода ?
        • Запишите общий вид полной формы ветвления.
        • Запишите общий вид сокращенной формы ветвления.
        • Нарисуйте схемы алгоритмов обоих вариантов ветвления.

        Логічні вирази та логічні операції

        Конспект урока здесь!
        Задания для работы в классе


        Домашнее задание - 


        Тестирование по теме 2: Линейные алгоритмы. Ввод и вывод данных



        16.11.15 Лабораторна робота № 3. Реалізація лінійних алгоритмів з використанням консольного режиму середовища програмування


        Скласти програму з використанням текстових файлів. Зчитувати дані з вхідного файлу. Результат записувати у вихідний файл. Математичну та інформаційну модель скласти в зошиті. Розробити КТП та перевірити задачу на цих КТП.


        1. Складіть програму переведення часу, заданого у хвилинах, у години та хвилини.
        2. Складіть програму переведення відстані з верст у кілометри (1 верста – 1066,8 м).
        3. Дано ціле двохзначне число. Помножте на 10 число, яке утворюється, якщо виписати цифри першого числа у зворотному порядку.
        4. Складіть програму переведення ваги, заданої у фунтах, у кілограми (1 фунт – 409,5 кг)
        5. Складіть програму обчислення площі поверхні паралелепіпеда
        6. Складіть програму обчислення площі поверхні циліндра 
        7. Складіть програму обчислення квадрату суми цифр цілого двохзначного числа.
        8. Складіть програму обчислення суми цифр цілого трьохзначного числа.
        9. Дано ціле двохзначне число. Помножте на 10 число, яке утворюється, якщо виписати цифри першого числа у зворотному порядку.
        10.  Нехай у будинку k поверхів та m квартир на поверсі. Дано  номер квартири R.
        11. Складіть програму обчислення площі поверхні куба.
        12. Складіть програму обчислення площі трикутника, якщо відома довжина основи та висота 




        16.11.15 Практическая работа № 9. Використання текстових файлів для розв’язування задач у консольному режимі.



        Розробити математичну та інформаційні моделі задач (в зошиті). Розробити програми з використанням текстових файлів.



        Рівень 1. (1-3 бали)


        Задача 1. Закомменитровать каждую строку в программе, объяснив назначение каждой процедуры и команды. Какую задачу решает эта программа?
        var
          f: text;
          a:integer;
        begin
          Assign(f, 'input.txt');
          Reset(f);
          Read(f, a);
          write(a);
          close(f);

        end.


        Задача 2. Знайти помилки у програмі

        Дан файл "input.txt" с исходными данными - двумя действительными числами. Необходимо в файл с выходными данными "output.txt" вывести их сумму.
        var
          a, b: text;
          s: real;


        begin

          Assign(a, 'input');
          Reset(a);
          Read(a, chislo1, chislo2);
          s := chislo1 + chislo2;
          write(b, s);
          close(a);
          close(b);
        end.


        Рівень 2. (4-6 балів)

        Задача 1. Складіть програму обчислення площі поверхні куба ( S=6*a2). 
        Вхідні дані:
        Ребро (см) –> 2.5
        Площа поверхні: 37.50 кв. см.
        Задача 2. Складіть програму обчислення вартості покупки, що складається з декількох зошитів та обкладинок до них. 
        Вхідні дані:
        Вартість зошита (грн) –> 2.75
        Вартість обкладинки (грн) –> 0.5
        Кількість комплектів (шт.) –> 7
        Вартість покупки: 22.75 грн
        Рівень 3. (7-9 балів)
        Задача 1. Складіть програму обчислення об’єму паралелепіпеда.
         Задача 2. Складіть програму обчислення вартості деякої кількості яблук. 
        КТП розробити самостійно!
        Рівень 4. (10-12 балів)
        Задача 1. Складіть програму обчислення відстані між населеними пунктами по карті. 
        Задача 2. Складіть програму обчислення суми квадратів цифр цілого трьохзначного числа. 
        КТП розробити самостійно!

            9.11.15

            Самостоятельная работа по теме "Текстовые файлы в Паскале"





            Домашнее задание на 22.10.15
            1. Составить программу, вычисляющую значение функции, если задан аргумент.
            2. Радіус Місяця 1740 км. Обчислити об'єм та площу поверхні Місяця (S=4r2, V=4r3/3). Скласти програму, iнформацiйну модель та блок-схему.
            3. Найти разность между трехзначным числом и числом, составленным из тех же цифр, но взятых в обратном порядке. (Прим. div - операция, которая дает частное от деления, mod - остаток от деления. 234 div 100 = 2, 234 mod 10 =4)

            Урок 6. 

            Практическая работа № 3


            Цель работы закрепить теоретические знания о модели, процессе моделирования, типах моделей. Совершенствовать практические навыки при создании моделей различных видов.

            Задачи работы научиться определять классы заданной модели, создавать информационную и математическую модели.

            Обеспечивающие средства Сборник описаний практических работ, персональный компьютер, конспект лекций.

            Задание Определить классы заданной модели и создать информационную и математическую модели.

            Требования к отчету Итоги практической работы представить текстовом документе. Сохранить под указанным именем.
            Технология работы


            1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, необходимым для выполнения работы:

            Понятие модели.
            Каждый окружающий нас объект имеет свои свойства.

            Объект - целостная часть окружающего мира. Например, стол имеет такие свойства, как размеры, форму, цвет, материал из которого сделан и т.д.

            Модель - это упрощенное представление реального процесса или объекта.

            В процессе жизни и практической деятельности человек постоянно применяет различные модели для исследования поведения реального объекта в различных ситуациях.

            Любая наука начинается с разработки модели, а уже потом реального объекта (план дома выполняется перед строительством, конструкция машины выполняется сразу на бумаге и только потом на модели, а еще потом на реального объекте и т.д.).Типы моделей.
            При изучении информатики нас будут интересовать математические и информационные модели. Давайте рассмотрим, что это за модели.

            Информационная модель.
            Информационная модель (ИМ) - это модель, которая описывает информационные процессы или содержит описание объекта, в котором указано некоторые его типичные свойства, важные для выполнения конкретной задачи.
            Любая ИМ содержит только существенные сведения об объекте с учетом цели ее создания. Например, расписание движения поездов - это ИМ которая имеет вид таблицы, схемы или текста отражающая нужные заказчику данные
            Информационные модели могут быть:
            Например, игрушки, в которые вы играли в детстве - это модели реальных объектов. Такие модели называют физическими или материальными.
            Иногда люди создают не материальные модели, а абстрактные модели - объекты, представленные в виде формул, образов, чертежей, изображений, графики и тому подобное.
            Абстрактные в свою очередь делятся на знаки (модели представлены на основе знаков, фигур, символов, фрагментов текста изображены на бумаге) и вербальные (модели, которые формируются в голове человека или в устной форме, результаты выводов или не до конца осознание реального изображения).
            По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:
            • геометрические - графические формы и объемные конструкции;
            • словесные - устные и письменные описания с использованием иллюстраций;
            • математические - математические формулы, отражающие связь различных параметров объекта ;
            • структурные - схемы, графики, таблицы;
            • логические - модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе различных умозаключений и анализа условий;
            • специальные - ноты, химические формулы и так далее;
            • компьютерные и некомпьютерные .
            Существуют различные классификации моделей:

            v По областью использования : учебные, исследовательские, игровые, научно-технические, имитационные и др ..

            v По фактору времени : статические и динамические
            v По способу представления : словесные, символьные, структурные, графические, образные и др ..
            v По инструментами реализации: компьютерные, некомпьютерные .


            Построение модели.
            Построение ИМ
            · Четких правил нет.
            · Сначала выделяются существенные характеристики объекта, дается развернутый содержательное описание связей между ними (неформальная постановка задачи). Далее формализуется содержание описания связей между характеристиками объекта с помощью языка схем, математического языка и тому подобное.
            · Форма представления информации зависит от цели ИМ (важная наглядность или нет, языковая (описательная), формальная (словесная + математическая языка)).
            · Формализация - это процесс построения ИМ с помощью формальных языков, во время которого осуществляется переход от содержательного описания связей объекта (словесного описания) к описанию языке кодирования (схемы, математический язык и т.д.)


            Решение задач с использованием компьютера характеризуется несколькими этапами, часть из которых выполняются непосредственно человеком, остальные - человеком и машиной:


            o Постановка задачи. Описание исходных данных, формулирование цели задачи.


            o Построение информационной модели. Описание реального объекта исследования в допустимых для реализации задачи терминах, чтобы свести исследования реального объекта к решению задачи на модели.

            o Выбор программного обеспечения. Определение необходимого прикладного программного обеспечения (если оно есть) или разработка нового программного обеспечения (разработка алгоритма, выбор системы программирования, написание и тестирование программы).

            o Анализ полученных результатов. Анализ результатов, полученных на моделях и на реальных объектах, для исправления ошибок и доработки разработанной прикладной программы, прошла тесты на модели.


            2. Выполните следующие упражнения:

            Задания уровня 1




            Упражнение 1. Распределите указанные модели по соответствующим столбцам таблицы в зависимости от способа представления модели:




            а) Рисунок пирамиды
            б) Начерченный план школы
            в) Формула площади прямоугольника
            г) Нотная запись песни
            д) Макет настройки площади
            е) Кулинарный рецепт
            ж) Химический опыт
            з) Деревянная модель самолета
            и) Компьютерная модель автомобиля
            к) Металлическая модель атома
            л) Запись шахматной партии
            м) Физический опыт
            н) Уравнение химической реакции
            о) Чучело птицы
            п) Сценарий проведения праздника
            р) Фотография местности
            с) Глобус.



            Упражнение 2. Создайте информационную модель объекта «цветок» с точки зрения художника, медика, ботаника, поставщика, покупателя.


            Упражнение 3. Расстояние между двумя городами равно 50 км. Из этих мест одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста со скоростями 15 км/ч и 12 км/ч соответственно. Создайте математическую модель для определения расстояния между ними в любой момент времени до их встречи.

            Задания уровня 2.

            Упражнений 1. К какому виду принадлежат указанные модели в классификации по способу представления:


            а) Список учеников вашего класса со сведениями о каждом;
            б) Игрушечная железная дорога;
            в) Макет школы
            г) План проведения школьного праздника
            д) Отчет о походе;
            е) Список необходимых покупок в магазине.
            Упражнение 2. Создайте информационную модель объекта «дачный дом» с точки зрения художника, строителя, покупателя.
            Упражнение 3. Один оператор компьютерного набора может набрать рукопись за 5 часов. А второй за 8 часов. Создайте математическую модель для определения части рукописи, которую они наберут через х часов, если работают одновременно. По этой модели определите, за сколько часов они наберут половину рукописи.

            Задания уровня 3. 



            Упражнение 1. К какому виду относятся указанные информационные модели:

            а) График дежурства
            б) Сценарий пьесы
            в) Формула закона Ома
            г) Ноты новой песни
            д) Реклама по телевидению
            е) Словесное формулирование теоремы Пифагора
            ж) Уравнение химической реакции
            Упражнение 2. Создайте информационную модель одной из комнат вашей квартиры с целью оклеивания ее обоями. Для этого предварительно определите размеры необходимых объектов вашей комнаты. Представьте созданную вами модель комнаты в таких видах: словесной, графической и структурной (таблица) каждый на отдельной странице текстового документа.
            Упражнение 3. Создайте математическую модель определения стоимости необходимых обоев для оклейки этой комнаты. Найдите в Интернете соответствующий вид обоев и их цену. Фото выбранных обоев, данные о них и математическую модель в виде таблице разместите на отдельной странице текстового документа, в заголовке которой должен быть указан номер задания.

            Задания уровня 4. 

            Упражнение 1. Составить информационную и математическую модели к задаче: На левой чаше весов очень удобно умостились х обезьян массой m1 г каждая, а на правой чаше едва смогли умоститься y слонят, каждый из которых имеет массу m2 тонн. Определите, какая чаша весов перевесит.
            Упражнение 2. Составить информационную и математическую модели к задаче: Найти сумму квадратов всех двузначных четных чисел.




            Урок 5.
            Понятие модели и моделирования

            Учебник


            Законспектировать материал учебника по теме, стр. 20-23, выполнить упражнения 1-2, стр. 24

            Домашнее задание - стр. 24, упр. 3-6

            Урок 2. 

            Практическая работа № 1. «Способы представления алгоритмов»
            Цель работы  Изучить способы представления алгоритмов, рассмотреть способы представления линейных алгоритмов в виде словесного и графического способов

            Задачи работы  Научиться составлять алгоритмы разными способами.

            Обеспечивающие средства  Сборник  описаний  практических работ, персональный компьютер, конспект лекций.

            Задание  Составить алгоритмы к предложенным задачам в виде словесного и графического способов.

            Требования к отчету  Итоги  практической работы  представить в виде блок-схемы алгоритма и словесного способа представления. Оформить эти алгоритмы в текстовом редакторе. Сохранить под указанным именем.

            Технология работы
            1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, необходимым для выполнения работы:

            Алгоритм – это конечная последовательность команд, выполнение которых приведет к решению поставленной задачи.
            Исполнитель алгоритма – это объект, который способен выполнить команды алгоритма.

            Задача. Есть емкость вместимостью 8 литров, наполненная жидкостью, и две пустые емкости вместимостью 5 л и 3 л. Нужно получить в одной из емкостей 1 л.

            Решение.

            Рассмотрим исполнителя, который имеет следующую систему команд:
            1)            Перелить содержимое одной указанной емкости в другую.
            2)            Наполнить указанную емкость жидкостью из другой указанной.
            3)            Вывести сообщение.
            Способы представления алгоритмов:

            •  Словесная
            •  Последовательность специальных сигналов
            •  Графическая и др.
            Составим словесный алгоритм для исполнителя.
            1.             Наполнить 3-х-литровую емкость жидкостью из 8-л.
            2.             Перелить содержимое 3-л емкости в 5 –л.
            3.             Наполнить 3-х-литровую емкость жидкостью из 8-л.
            4.             Наполнить 5-л емкость жидкостью из 3-л.
            5.             Вывести сообщение «1 литр жидкости получен в 3-л емкости».

            Как выглядит блок-схема алгоритма (графический способ представления) на доске.


            2. Выполните следующие упражнения:


            Задания уровня 1

            Упражнение 1. Определить в каком виде представлен следующий алгоритм. Представьте, что вы являетесь исполнителем этого алгоритма. Выполните его.



            Упражнение 2. Определить в каком виде представлен следующий алгоритм.
            Догадались ли вы, что это за задача?

            Упражнение 3. Определите способ представления алгоритма переправы волка, козы и капусты через реку.


            Задания уровня 2

                 Упражнение 1. Составить словесный и графический (блок-схему) алгоритмы вычисления значения выражения 73+(37-12)×15 для исполнителя, в систему команд которого входят команды:
            1)            Выполнять арифметические операции.
            2)            Запоминать результат вычисления значения арифметических операций.
            3)            Сообщать результат, который был запомнен.
            Составим словесный алгоритм для исполнителя.
            1.             Вычислить 37-12 и запомнить результат
            2.             …..
            3.             …..
            4.             …..
            Упражнение 2. Составить блок-схему алгоритма деления отрезка АВ пополам с помощью циркуля и линейки.

            Задания уровня 3

            Упражнение 1. Составить словесный алгоритм решения следующей задачи.
            Есть емкости: полная, вместимостью 8 литров, и две пустые – 3 и 5 литров. Составьте алгоритм получения в одной из емкостей 2-х литров воды для исполнителя, система команд которого описана в разделе практической работы «Технология выполнения».
            Упражнение 2. Составить блок-схему следующего алгоритма.
            Найти площадь прямоугольника, если заданы его стороны.

            Задания уровня 4

            Упражнение 1. Составить словесный алгоритм решения следующей задачи.
            Четыре человека пообедали в ресторане. Официант подал каждому счет. Они решают оставить официанту чаевые в размере 15% от счета. Составить алгоритм,  который вычисляет сумму чаевых, которую получил официант.
            Упражнение 2. Составить блок-схему алгоритма вычисления времени в минутах, которые затратит школьник на дорогу из школы до стадиона, если известна длина этого расстояния S км и средняя скорость движения школьника v км/ч?


            Комментариев нет:

            Отправить комментарий